МКОУ Нижне-Иленская средняя общеобразовательная школа

                                          1868-2021    (153 года)                                          

 

Экологическое воспитание

 

          

 

План развития  экологического образования школьников МКОУ «Нижне-Иленская средняя общеобразовательная школа» на 2013-2014 учебный год

             

 

Название мероприятий

Сроки

Кто задействован

Ответственный

1.        Выборы в факультет социальных инициатив, ректора Малой школьной академии

 

Сентябрь

Учителя, учащиеся

5-11 классы

Педагоги, организатор, учащиеся

2.        Организация работы, составление плана на год

 

сентябрь

5-11

Педагоги, организатор, учащиеся

3. Фотовыставка «Край родной. Птицы, звери родного края»

Сентябрь-октябрь

1-11классы

Педагоги, организатор, учащиеся

4.Подведение итогов конкурса по озеленению пришкольного участка

сентябрь

Учителя, учащиеся

5-11 классы

Учителя, учащиеся

 

5.Поход на природу,повторение правил ТБ «Правила поведения на  природе»

 

Октябрь

 

6-8 классы

 

Степанова Т.В.

6.День Здоровья

 

Октябрь

 

 

 

 

1-11 классы

Педагоги, организатор, учащиеся

7.Слёт юных натуралистов, район

ноябрь

10-11 класс

Учитель биологии

Исакова Л.В.

8.Акция «10 000 добрых дел в один день»

декабрь

1-11 классы

Педагоги, организатор, учащиеся

9.Красная книга района, области, подготовка к предметным олимпиадам по биологии, химии, географии

В течение года

7-11 классы

Учителя

 

10.Отображение мероприятий по экологии на страницах школьного сайта

В течение года

Учителя, 1-11 кл.

Степанова Т.В.

11.Подготовка к проектированию по озеленению школьного участка, посев семян, уход за рассадой

Февраль-май

1-10 классы

Педагоги

12.Научно-исследовательское и социальное проектирование.

В течение года

1-11 классы

Педагоги

13.«Чудеса своими руками» поделки с использованием отходного материала

Март-апрель

1-11 классы

Педагоги

14.Классные часы, уроки с экологическим содержанием, физкультминутки

В течение года

1-11

Педагоги

15.Акция «Зеленый уголок» по озеленению внутри школы

В течение года

1-11

Педагоги, организатор

16.Оформление игровойна тему: «Край родной»

В течение года

5-11

 

17.Классные часы

Март

21 – международный день Земли

22- международный день воды

5-11

Классные руководители

18.Акция «Чистый двор»

Апрель-май

1-11

 

19.Экоколобок, район

Апрель- май

4 класс

Жилякова  Л. П.,

20.Итоговое мероприятие по подведению итогов Малой школьной академии, награждение по номинациям

Май

1-11

педагоги организаторы

21.Турслёт, область

июнь

7-8 классы

Степанова Т. В.

22.Подведение итогов работы за год, планы на следующий год

июнь

учителя

организатор

23.Озеленение и уход за растениями на пришкольном участке

Июнь-август

учащиеся

учителя

 

  

Программа работы по экологизации школьного образования

«Формирование целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса»

 

 

ГИПОТЕЗА

  

Использование современных технологий позволяет более эффективно формировать экологическую культуру и мировоззрение, и подходить к решению экологических проблем на основе практических знаний.

 

 

Пояснительная записка

 

Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования, поэтому, на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом – экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе, которая направлена на то, чтобы сформировать у учащихся:

  •  Целостную картину мира;
  • Критическое отношение к жизненному опыту;
  • Заложить ценностную основу суждений и оценок.

 

Цель программы–формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.

 

Экологизация образовательного процесса – переход от позиции стороннего наблюдате­ля к позиции непосредственного участника всех природных   процессов.

Это комплекс мероприятий, который включает в себя:

- проведение интегрированных уроков по разным предметам;

- проведение внеклассных мероприятий;

- социальнозначимых и исследовательских проектов

 

Предполагаемые результаты  работы по программе:

  • Образовательные:
    • эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и деревни;
    • возрастание познавательного интереса учащихся к окружаемому миру, осознанное стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
    • активизации познавательной деятельности учащихся;
    • вовлечение учащихся в практическую  деятельность;
    • формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;
    • привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям;
    • осуществление самоуправления в школе.

 

  • Педагогические:
    • использование  технологии критического мышления и других видов технологий в  образовательном  процессе в том числе и  внеурочной деятельности, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;
    • повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;
    • взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;

 

Для достижения поставленной цели и результата,  ставятся следующие задачи:

  • воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
  • активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
  • формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;
  • содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.

·         усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;

  • вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума

 

Для реализации необходимо научно-методическое и организационно- управленческое сопровождение, обеспечивающие и предполагающие следующие направления:

-        изменение планов учебно-воспитательной работы в направлении усиления экологического компонента (педагогические советы, производственные совещания, методические объединения и т.д.);

-        введение основ экологического образования в программы всех школьных предметов, от биологии до изобразительного искусства (введения эколого-краеведческих компонентов);

-        совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;

-      осуществить отбор и подготовку одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;

-        разработать программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).

 

            

 

Организация образовательного процесса

 

Ведущие технологии развивающего обучения и воспитания учащихся, методы и методические приемы.

  • Компьютерные технологии обучения
  • Критическое мышление
  • Проблемно-развивающее обучение
  • Проектирование и научное исследование
  • Деловые, ролевые и дидактические игры, конкурсы
  • Творческие мастерские

 

Основой методической реализации программы предполагается сочетание практической деятельности школьников с усвоением ими научных знаний в доступной форме.

Основные методы и формы обучения – рассказ, диалог, беседа, практические исследования, лекции, семинары, проблемные и игровые уроки, деловые игры, исследовательские и социально-значимые проекты, решение экологических задач и экологических ситуаций, экскурсии.

 Наиболее актуальны сегодня проблемы развития самостоятельности и творчества учащихся. В связи с этим встает проблема максимальной реализации группы поисковых, проектных и исследовательских  методов. Наиболее эффективными являются практические знания, которые строятся так, чтобы для ребенка это был постоянный процесс поиска решений и преодоления проблем. Такой подход развивает мыслительные способности (умение сравнивать, анализировать, делать выводы), а нестандартность вызывает интерес к экологии, что в свою очередь повышает качество усвоения материала.

 Кратко идею всего курса можно выразить так: творческие способности личности, креативность можно развить, а творческую интеллектуальную деятельность можно сделать привлекательной для большинства школьников.

 

Все-таки самые первые   практические навыки по изучению и охране природы ребята получают на школьных учебно-опытных участках. Удается декоративно оформлять территорию пришкольного  участка, заниматься посадкой саженцев. Опытническая работа помогает формированию у ребят умений и навыков культуры  земледелия, учит их работать в коллективе. У учащихся появляется интерес к исследованиям.

Ежегодно учащиеся  нашей школы участвуют в экологических слетах юных друзей природы. Занимают призовые места.

  

Оценка результативности программы

Показателями результативности программы могут служить:

·         Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ

·         Участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах

·         Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы

 Оценка результативности

Мониторинг (входящий, промежуточный и итоговый в течение года) (приложение 4)

Рейтинговая система

Самооценка и рефлексия (отзывы детей, рефлексии)

Разные формы оценивания

 

Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования, поэтому, на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом – экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности нашей школы является экологизация школьного образования.

  Мы должны научиться жить в гармонии с природой и научить этому нашей детей. Равнодушию не должно быть места.

  

Мы считаем, что наше время востребует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Наша задача, как педагогов – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие экологические проблемы, принимать решения и нести за них ответственность

 

Дата последнего обновления страницы 08.09.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения