План развития экологического образования школьников МКОУ «Нижне-Иленская средняя общеобразовательная школа» на 2013-2014 учебный год
Название мероприятий |
Сроки |
Кто задействован |
Ответственный |
1. Выборы в факультет социальных инициатив, ректора Малой школьной академии
|
Сентябрь |
Учителя, учащиеся
5-11 классы |
Педагоги, организатор, учащиеся |
2. Организация работы, составление плана на год
|
сентябрь |
5-11 |
Педагоги, организатор, учащиеся |
3. Фотовыставка «Край родной. Птицы, звери родного края» |
Сентябрь-октябрь |
1-11классы |
Педагоги, организатор, учащиеся |
4.Подведение итогов конкурса по озеленению пришкольного участка |
сентябрь |
Учителя, учащиеся
5-11 классы |
Учителя, учащиеся
|
5.Поход на природу,повторение правил ТБ «Правила поведения на природе»
|
Октябрь
|
6-8 классы |
Степанова Т.В. |
6.День Здоровья
|
Октябрь
|
1-11 классы |
Педагоги, организатор, учащиеся |
7.Слёт юных натуралистов, район |
ноябрь |
10-11 класс |
Учитель биологии
Исакова Л.В. |
8.Акция «10 000 добрых дел в один день» |
декабрь |
1-11 классы |
Педагоги, организатор, учащиеся |
9.Красная книга района, области, подготовка к предметным олимпиадам по биологии, химии, географии |
В течение года |
7-11 классы |
Учителя
|
10.Отображение мероприятий по экологии на страницах школьного сайта |
В течение года |
Учителя, 1-11 кл. |
Степанова Т.В. |
11.Подготовка к проектированию по озеленению школьного участка, посев семян, уход за рассадой |
Февраль-май |
1-10 классы |
Педагоги |
12.Научно-исследовательское и социальное проектирование. |
В течение года |
1-11 классы |
Педагоги |
13.«Чудеса своими руками» поделки с использованием отходного материала |
Март-апрель |
1-11 классы |
Педагоги |
14.Классные часы, уроки с экологическим содержанием, физкультминутки |
В течение года |
1-11 |
Педагоги |
15.Акция «Зеленый уголок» по озеленению внутри школы |
В течение года |
1-11 |
Педагоги, организатор |
16.Оформление игровойна тему: «Край родной» |
В течение года |
5-11 |
|
17.Классные часы |
Март
21 – международный день Земли
22- международный день воды |
5-11 |
Классные руководители |
18.Акция «Чистый двор» |
Апрель-май |
1-11 |
|
19.Экоколобок, район |
Апрель- май |
4 класс |
Жилякова Л. П., |
20.Итоговое мероприятие по подведению итогов Малой школьной академии, награждение по номинациям |
Май |
1-11 |
педагоги организаторы |
21.Турслёт, область |
июнь |
7-8 классы |
Степанова Т. В. |
22.Подведение итогов работы за год, планы на следующий год |
июнь |
учителя |
организатор |
23.Озеленение и уход за растениями на пришкольном участке |
Июнь-август |
учащиеся |
учителя |
Программа работы по экологизации школьного образования
«Формирование целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса»
ГИПОТЕЗА
Использование современных технологий позволяет более эффективно формировать экологическую культуру и мировоззрение, и подходить к решению экологических проблем на основе практических знаний.
Пояснительная записка
Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования, поэтому, на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом – экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе, которая направлена на то, чтобы сформировать у учащихся:
- Целостную картину мира;
- Критическое отношение к жизненному опыту;
- Заложить ценностную основу суждений и оценок.
Цель программы–формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.
Экологизация образовательного процесса – переход от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника всех природных процессов.
Это комплекс мероприятий, который включает в себя:
- проведение интегрированных уроков по разным предметам;
- проведение внеклассных мероприятий;
- социальнозначимых и исследовательских проектов
Предполагаемые результаты работы по программе:
- Образовательные:
- эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и деревни;
- возрастание познавательного интереса учащихся к окружаемому миру, осознанное стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
- активизации познавательной деятельности учащихся;
- вовлечение учащихся в практическую деятельность;
- формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;
- привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям;
- осуществление самоуправления в школе.
- Педагогические:
- использование технологии критического мышления и других видов технологий в образовательном процессе в том числе и внеурочной деятельности, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;
- повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;
- взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;
Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи:
- воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
- активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
- формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;
- содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.
· усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;
- вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума
Для реализации необходимо научно-методическое и организационно- управленческое сопровождение, обеспечивающие и предполагающие следующие направления:
- изменение планов учебно-воспитательной работы в направлении усиления экологического компонента (педагогические советы, производственные совещания, методические объединения и т.д.);
- введение основ экологического образования в программы всех школьных предметов, от биологии до изобразительного искусства (введения эколого-краеведческих компонентов);
- совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;
- осуществить отбор и подготовку одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;
- разработать программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).
Организация образовательного процесса
Ведущие технологии развивающего обучения и воспитания учащихся, методы и методические приемы.
- Компьютерные технологии обучения
- Критическое мышление
- Проблемно-развивающее обучение
- Проектирование и научное исследование
- Деловые, ролевые и дидактические игры, конкурсы
- Творческие мастерские
Основой методической реализации программы предполагается сочетание практической деятельности школьников с усвоением ими научных знаний в доступной форме.
Основные методы и формы обучения – рассказ, диалог, беседа, практические исследования, лекции, семинары, проблемные и игровые уроки, деловые игры, исследовательские и социально-значимые проекты, решение экологических задач и экологических ситуаций, экскурсии.
Наиболее актуальны сегодня проблемы развития самостоятельности и творчества учащихся. В связи с этим встает проблема максимальной реализации группы поисковых, проектных и исследовательских методов. Наиболее эффективными являются практические знания, которые строятся так, чтобы для ребенка это был постоянный процесс поиска решений и преодоления проблем. Такой подход развивает мыслительные способности (умение сравнивать, анализировать, делать выводы), а нестандартность вызывает интерес к экологии, что в свою очередь повышает качество усвоения материала.
Кратко идею всего курса можно выразить так: творческие способности личности, креативность можно развить, а творческую интеллектуальную деятельность можно сделать привлекательной для большинства школьников.
Все-таки самые первые практические навыки по изучению и охране природы ребята получают на школьных учебно-опытных участках. Удается декоративно оформлять территорию пришкольного участка, заниматься посадкой саженцев. Опытническая работа помогает формированию у ребят умений и навыков культуры земледелия, учит их работать в коллективе. У учащихся появляется интерес к исследованиям.
Ежегодно учащиеся нашей школы участвуют в экологических слетах юных друзей природы. Занимают призовые места.
Оценка результативности программы
Показателями результативности программы могут служить:
· Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ
· Участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах
· Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы
Оценка результативности
Мониторинг (входящий, промежуточный и итоговый в течение года) (приложение 4)
Рейтинговая система
Самооценка и рефлексия (отзывы детей, рефлексии)
Разные формы оценивания
Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования, поэтому, на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом – экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности нашей школы является экологизация школьного образования.
Мы должны научиться жить в гармонии с природой и научить этому нашей детей. Равнодушию не должно быть места.
Мы считаем, что наше время востребует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Наша задача, как педагогов – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие экологические проблемы, принимать решения и нести за них ответственность